Заметки о ночной фотографии. Штатив, часть 1.

Ночная фотография и использование штатива.

crw_3113.jpg

Многие задаются вопросом – а как фотографировать ночью, когда в автоматическом режиме выдержка становится значительная и кадр смазывается? А ведь ночные города очень красивы! Тут на помощь приходит всем известное приспособление – фотоштатив или трипод.

Роль штатива трудно переоценить при ночной фотографии. Я бы отвел ему первостепенную роль, и это очевидно: при экспозициях, которые соответствуют ночной фотосъемке, без него почти невозможно обойтись. Ночью или при плохом освещении невозможно получить качественное изображение, как днем. Такие ситуации возникают и в туристических поездках при ночных прогулках по городу, и в горах при фотографировании призрачных контуров скал.

Я пользуюсь двумя штативами: дешевым китайским noname, купленным в Китае за $10 и штативом Rekam RT-M42, тоже недорогим. Есть еще крохотный для мыльницы, но им я почти не пользуюсь, хотя и вожу его с собой. У каждого есть свои плюсы и минусы.

Дополнение от мая 2010: купил себе карбоновый штатив VELBON GEO E540L с головой PHD-41Q. Покупку сделал на фотофоруме, оказалось дешевле чем в магазинах на 2000 р (почти 20%). Штатив легкий, прочный, удобный.

65b1f86515a5f8649895cf6513ac1282

Голову взял не самую крутую – сравнивал при покупке. Более дорогая голова уж больно большая, а у моей штативной головки есть несомненный плюс: одна ручка отвечает за две степени свободы.

16085321b23c3cb58ba365c85907a6b2

Уже испытал этот карбоновый штатив в Стамбуле – скоро будет репортаж.

У примитивного китайского штатива есть одно существенное достоинство – он невысокий и четырехколенный. Соответственно, он влезает даже в рюкзак и его я беру с собой в короткие командировки, когда не знаю, смогу ли я вообще выбраться на ночную фотосъемку. Однако его компактность приводит к следующим недостаткам: тонкие ноги и общая маленькая жесткость – на  ветру его использовать невозможно. И еще он низкий – при моем росте выше среднего очень неудобно постоянно стоять, согнувшись в три погибели.

Штатив Rekam более серьезный

Ноги толще, трехколенный. Соответственно, более жесткий. Но и путешествую я с ним не так просто: у меня есть только один чемодан, в который он влезает без проблем :-) В другом случае я его пристегиваю самодельными креплениями к фоторюкзаку.  У этого штатива есть удобный крюк для подвеса груза (чаще всего это как раз фоторюкзак) и 2D уровень для выставления горизонтали. И, самое главное – он высокий, 152 см. Конечно, это без выдвинутой центральной штангой (применять ее при ночной фотосъемке я категорически
не рекомендую). По крайней мере, на штативах этого класса – это очень сильно снижает жесткость и приводит к шевеленке.

Вообще, прочность штатива – самое главное качество при ночной и режимной фотографии: даже если Вы всю дорогу будете радоваться легкости и компактности инструмента, то можете сильно расстроится, если придется снимать на легком ветерке.

Итак, несколько нехитрых правил при выборе штатива начального уровня:

  • не надо брать штатив с “проволочными” ногами, каким бы он ни был дешевым и легким
  • обязательно полность выдвиньте все колена, что бы проверить удобство съемки на его рабочей высоте (без выдвижения центральной штанги)
  • замки на ногах штатива должны быть простыми, удобными и прочными
  • не должно быть никаких люфтов в районе штативной головки
  • желательно, что бы штатив имел крюк внизу и ручку для переноса
  • регулировочные винты должны работать так, что бы поворачивать головку можно было плавно, без рывков
  • всегда носите штатив с собой, даже если вы снимаете днем – никогда заранее неизвестно, где вы окажетесь вечером или утром :-)

В следующей заметке я продолжу тему штативов и работы с ними.

Удачи и выкладывайте свои снимки на нашем сайте Ночное Фото: от режима до режима

Update 20-12-2008

…На самом деле у меня есть еще один штатив – советский из аллюминия. Т.к. он не совсем удобный – имеет только две степени у головы, и у него нет съемной площадки – только винт, я его просто кинул в багажник машины на всякий случай. И часто этот случай случается.

Вот фотография этого ветерана:

1_0936_sm

Штативы бывают цельносборные и со съемной головкой. Вторые - дороже и “профессиональнее”. Зачем нужна съемная головка? Очевидно – для разных задач!

Кратко о назначении разных типов:

  • 3D – классическая, позволяющая перемещать фотоаппарат в 3-х плоскостях: наклонять, делать вертикальные снимки и поворачивать

  • шаровая – в отличие от первой регулируется только одним винтовым зажимом. Быстро и просто, но нет четких горизонталей и вертикалей

  • панорамная – для съемки цилиндрических панорам.

Конечно, для тех, кто впервые задумался о покупке штатива, нет необходимости планировать покупку сразу всех этих типов :) Достаточно купить не самый дешевый, крепкий, подходящий по росту штатив - рекомендации описаны выше.

Удачи!

Update 29-12-2008 после комментария Скитальца.

Последняя штативная головка подходит для съемки цилинтрических панорам, причем она позволяет правильно выставлять нодальную точку (что это такое, я напишу немного позже). Штативная головка, которая позволяет снимать сферические панорамы, имеет еще одну степень свободы и выглядит вот так:

Продолжение: “Заметки о ночной фотографии. Штатив, часть 2.

Оставить комментарий